scotch_ (zhab) wrote,
scotch_
zhab

Памяти моряков с АПЛ К 8

12 апреля 1970 года погибла атомная подводная лодка К 8.

Когда-то я получил письмо от человека, дед которого служил на АПЛ К8
Молодой человек, назовем его Павел Т, просил рассказать подробности
того, что произошло с лодкой, на которой погиб его дед.

Лодка горела несколько суток. Несколько суток пожара и непрерывной борьбы за живучесть. Что это такое, наверное, знают только подводники.

Подробности мне рассказал Михаил Т, подводник, капитан первого ранга. По результатам разговора я написал письмо, которое и привожу здесь с некоторыми сокращениями.




Здравствуйте Павел!
Посылаю Вам очень краткое конспективное изложение разговора.
прошу Вас понять правильно - человек вспоминал события, которые происходили 30 лет назад. Но должен Вам сказать, что данный офицер имеет звание капитана 1 ранга, служил на Северном флоте кроме того, долгое время был флагманским специалистом по живучести - вывод делайте из этого сами.


Итак, ПЛ, О которой мы с вами говорили АПЛ К8 - выполняла задание совмещенное с учениями "океан 70". После окончания службы возвращались на Базу в районе Бискайского залива. Шли на нормальной глубине, эшелон 120-200 метров. 8 апреля лодка всплыла на сеанс связи.

Предположительно из-за короткого замыкания в главном распределительном щите загорелся 7 отсек. Лодка сумела всплыть в аварийной ситуации (пожар начался на глубине 40 метров).
Командир Бессонов попытался выйти на связь, в этот момент пошел бурый дым из рубки связи- связаться с базой не удалось. В этот момент к лодке в опасной близости стал подходить канадский транспорт (около 50 кабельтовых)
Видимо канадский транспорт увидел лодку, из которой валил бурый дым и
подошел с целью оказать помощь.
Бессонов видя, что это канадский танкер - от помощи отказался, на лодке был поднят сигнал - "имею на борту опасный груз, в помощи не нуждаюсь, отойти от борта" (красная ракета, мегафон – проблесковый маяк на рубке - который, по словам очевидцев, то ли удалось установить толи нет - неясно)
Канадцы - (честь им и слава) - будучи настоящими моряками - дали в эфир координаты, терпящей бедствия лодки, услышав это, к лодке подошел Болгарский транспорт "Авиор" к этому моменту рубка связи выгорела вся.
Через "Авиор" - была установлена связь с Москвой - через Русское посольство в Софии и было получено добро на эвакуацию на борт Авиора погибших и раненных. Из-за сильного волнения, стать борт к борту не представлялось возможным - пришлось эвакуироваться шлюпками. Командир принял решение в первую очередь эвакуировать живых. Трупы погибших - тех кого удалось вытащить были наверху в рубке.
На борту ПЛ - осталась аварийно спасательная партия 19 добровольцев включая командира. Было принято решение завести буксир и тащить лодку в ближайший порт. Буксир на волне завести не удалось. Пожар продолжался. В корме вода кипела и отслаивалась резина. Реактор был заглушен - сработало АЗ но не расхоложен.
В районе 8 отсека вскрыли люк АСЛ - Вытащили оставшихся в живых, потом люк задраили вновь. К этому моменты лодка стала иметь дифферент на корму - от температуры прогорали уплотнения клапанов ЦГБ (ЦИСТЕРНЫ ГЛАВНОГО БАЛЛАСТА) и началась фильтрация. Надеялись, что запаса плавучести хватит – чтобы дождаться, когда уляжется волна и удастся завести буксир. ( По времени это было 10-11 апреля) к этому моменту к лодке уже подошли спасательные суда и постоянно держали лодку в лучах прожекторов. В 4 часа 12 апреля лодка приобрела резкий дифферент на корму и с дифферентом около 70 градусов ушла на дно. Командир Бессонов в этот момент находился на мостике – последнее, что видели это труп командира, который всплыл на некоторое время на поверхность с раскроенным черепом и потом ушел под воду (видимо затянуло воронкой). Вместе с лодкой погибла вся аварийно спасательная партия. Через некоторое время гидроакустики зафиксировали резкий удар – по видимому взорвались аккумуляторы. Глубина в месте гибели ПЛ свыше 3000 метров - поднять лодку не представляется возможным.

==========================
Внутри лодки - происходило следующее.
Пожар был в двух отсеках в 7 - который был загерметизирован и выгорел весь вместе с находящимися там людьми и в центральном (короткое замыкание по кабельным трассам)
Капитан мед. Службы А. Соловей отдал свой аппарат – прооперированному накануне матросу (аппендицит) кроме того - подтащил матроса к люку АСЛ, При открытии этого люка на матроса наступили - швы у него разошлись - но матроса переправили на борт и спасли. в 8 отсеки спаслись те, кто имел средства индивидуальной защиты.
капитан Соловей погиб (посмертно награжден)
==========================
Основные причины гибели лодки
Волнение - не было возможности завести буксир
Отсутствие АБУ авайриного буксировочного устройства, - которое выстреливает буксирный трос. АБУ был разработан после гибели К8 Невозможность восстановить остойчивость корабля.
Это была первая катастрофа - когда лодка всплыла, но погибла из-за того, что не был герметичен прочный корпус.
==========================
Лодка ПЛ была в составе 17 дивизии 11 флотилии Краснознаменного
северного флота.
Погибло 56 человек. 64 человека спаслись.
Установлен памятник погибшим (Гремиха) на памятнике выбита фамилия
Вашего деда.
==========================
Паники на борту не было, мужики боролись за живучесть до конца.
Ну и в завершении своего пересказа, скажу, что выпили мы с Михаилом.
Выпили за их светлую память.
Пусть будет им земля и грунт пухом и да спасет их души Бог!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →