scotch_ (zhab) wrote,
scotch_
zhab

В России начался призыв 14 (начало)

После работы комиссии никаких страшных последствий не было. Ну, воткнули штурману за неправильный разворот самолета над городом. И, в общем все. По расшифрованной записи было ясно, что виноват летчик, молодой лейтенант из соседнего полка. Что было с ним дальше не знаю.
После отъезда комиссии, мы какое то время жили обычной жизнью авиационного полка, стоящего на боевом дежурстве.

И тут катапультировался летчик с истребителя 625.
Был обычный полетный день. Две смены плюс ночь. Все происходило буднично и как-то обыденно. Именно это и было страшно.
Мы потихоньку привыкаем к опасности, привыкаем, мыслить нормальными наработанными шаблонами и зачастую чисто по инерции делаем ошибки. В авиации это обычно оканчивается большой кровью.
именно такие ошибки из-за инерционности мышления, и совершили штурман ближнего наведения и штурман боевого управления.
Но если первый – опытный офицер, быстро спохватился и исправил, то штурман боевого управления, молодой, спесивый лейтенант, попытался просто перевалить ответственность. А отвечать бы пришлось обеспечивающему офицеру (моему комроты) и мне.

Впрочем, по порядку.
Тут мне надо, наверное, дать много информационного материала, что бы было понятно.
В наведении и управлении самолетом участвуют:

Ш - штурман ближней системы навигации
КП – штурман боевого управления.
П – пилот МИГ23
(в скобках мои пояснения их действий)

Пилот истребителя, это человек который в основном только пилотирует машину. Управляют им, наводят на полосу, поднимают с полосы, дают задания, наводят на цель, дают команду на атаку, штурмана сидящие на земле.

Выглядит это следующим образом.
Штурман, сведя метки цели и истребителя запрашивает пилота и дает задание:

КП - Бортовой три шесть семь, Вам набор до 7000
П - Выполняю.
КП - Ваша цель: - Азимут 240. Высота 6. Удаление 3. Наведение в переднюю полусферу
П - Наблюдаю, цель в захвате.
КП - Подтверждаю, цель Ваша. Работайте. После работы выход влево.
П - Выполняю. Пуск первой. Пуск второй. (работают пусковые имитаторы ракет) Выход влево.

Истребитель наблюдается через ВИКО – выносной индикатор кругового обзора. И выглядит он на масштабной сетке охватывающей 350 км воздушного пространства, как маленькая светящаяся точка -каракатица, медленно ползущая по экрану.
Луч развертки обегает экран и, проходя через засечку самолета, немного продвигает её вперед.
Там же на ВИКО, стоит тумблер - “свой-чужой”. Им можно щелкнуть и тогда на экране у “своего” самолета появится большая и жирная засечка.
Штурман первого класса одновременно может наводить на цель до 3 истребителей.
Кажется не много,…Но это очень тяжелая и ответственная работа.
Надо знать, и помнить манеру пилотирования каждого летчика полка, помнить азимут, скорость, высоту, удаление, истребителя, остаток его топлива, режим и время полета.
Помнить скорость высоту и удаление цели, остаток цели и рассчитать время ее полета. Учитывать погодные условия, количество других самолетов в зоне, наличие гражданских коридоров через зону и т.д. и т.п.
Свести это все в единую картину, вывести летчика на атаку, дать команду и вывести самолет после атаки снова на точку. В родной улей. И туда же отправить самолет цель. Ибо не война и сбит он чисто условно.
Потом передать эти самолеты в зону ближней навигации, и получить оттуда новые и так все три смены полетов.
При кажущейся простоте, тяжелая работа.
Без шуток. Тяжелая и изматывающая работа.
Были случаи, когда при отказах станции я силой отбирал у штурмана микрофон, он был весь в наведении и разжать руки ему, что бы дать запасной микрофон было сложно.
Среди штурманов ходила шутка.
- Сводить метки на экране может и обезьяна… а вот наводить…

До полетов определяются каналы для связи.
Обычно 6-7 канал взлет посадка. 12 13 каналы для связи с истребителями и наведения их на цель.

После того как “старт” дает разрешение на выруливание и КДП разрешает взлет – летчиком управляет штурман ближней навигации. Он выводит летчика в зону и передает его штурману боевого управления.

Ш. (по внутренней связи ГГС аэродрома) КП! Борт 389, азимут 120, удаление 7, высота 4
КП – (по ГГС) Наблюдаю.
Ш – (по ГГС) Передаю
Ш – (по УКВ) Борт 389 вам 12 канал
П – Выполняю (Переключается на 12 канал)
П – КП! борт 389
КП – Принял, 389 правым разворотом, курс 150
П – Выполняю.

С момента как КП по ГГС ( Громкоговорящей связи) подтвердил, что наблюдает самолет. И пилот на свой запрос, получил ответ на канале радио эфира, ответственность за этот истребитель возлагается на штурмана боевого управления
Пилоту нельзя без разрешения уйти на другой канал. Ему практически ничего нельзя делать самостоятельно. Его дело выполнять команды земли.
Если пилоту что-то надо, или что случилось, то он должен доложить на землю и ждать команды.

Кстати в эфире совсем нет мата. Не матерятся летчики в воздухе, в отличии от боев второй мировой. Тогда говорили, что радио эфир был полон мата. Наверное, выходили эмоции переполнявшие людей в стрессе воздушного боя.
Tags: Армия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments