scotch_ (zhab) wrote,
scotch_
zhab

В России начался призыв 14 (окончание)

Истребитель с бортовым 625, управлялся штурманом наведения, лейтенантом “С”. Лейтенант был выпускником училища, молод, спесив, с претензиями.
Как штурман наведения он был пока еще ни рыба, ни мясо.

Специфика службы.
Бывает так, что полковниками сидящими в самолетах управляют лейтенанты с земли.

Кто был по званию, пилотом 625 уже не помню. По-моему капитан. Пилот доложил, что у него перегрев двигателя.

П – борт 625, перегрев двигателя. Двигатель выключен.
КП - Понял, тем же курсом.

Как оказалось дальше, штурман ни хрена не понял.

Конструктивно, МИГ 23 представляет собой двигатель, к которому приделаны крылья с изменяемой геометрией и навешено вооружение. Иными словами планер без двигателя сопоставим по летным характеристикам с утюгом.
Доклад о выключенном двигателе значит только одно, какое то время самолет летит, потом его скорость уменьшается, и самолет нормально начинает падать.
Пилот, доложив ситуацию, падал и ждал, ждал приказа, ждал пока земля врубится в то, что он сказал…
Представитель земли, лейтенант С не врубался. Время на принятие решения исчислялось секундами.
Потом, для себя, восстанавливая картину по записям, я видел, что о падающем самолете не было ни доклада, ни информации никому на аэродроме. Штурман, просто действовал по наработанному шаблону.
Если бы пилот кричал от страха, штурман бы отреагировал.
Но пилот, был человек с самообладанием, он доложил ситуацию скучным и обыденным голосом.
Лейтеха не врубился и допустил ошибку.
Он автоматически подтвердил в эфире слова, которые не понял и, не разобравшись в ситуации, не предпринял никаких шагов для спасения летчика и машины. Т.е совершил должностное преступление.

Пилот видя, что земля не врубается в ситуацию, не паниковал.
Самостоятельно, без команды с земли, нарушая полетные правила и инструкции перешел на 7 канал взлета-посадки и благо был в зоне досягаемости радаров ближнего наведения доложил ситуацию штурману ближнего наведения.

Штурман, которому свалился на голову аварийный самолет, без передачи установленным путем несколько растерялся (а кто бы не растерялся, он не видел самолет, его никто не предупредил, вдруг тебе на голову падает в прямом смысле истребитель с пилотом на борту)
Растерянность штурмана длилась мгновение. Он сумел совладать с собой, но от колоссального напряжения допустил ошибку. Не спросил высоту самолета. Точнее спросил, но не сразу… Постараюсь максимально точно привести радиообмен

П – борт 625, перегрев двигателя. Двигатель выключен.
Ш – эээээээээээ, попробуйте еще раз поставить на запусквашавысота?
(Я специально не поставил пробела между словами запуск и высота. Именно так и услышал пилот ответ.)
П – двигатель запускается.
Ш – Набирайте высоту обороты, Ваша высота?
П – 400
Ш – 400!?! КАТАПУЛЬТИРУЙТЕСЬ!
П- Понял.

Летчика уже выбросило катапультой, а штурман кричал и кричал “катапультируйтесь” еще секунд тридцать.

На аэродроме пошел режим работы по спасению человека.
Истребители вернули на точку. Подняли ПСС поисково-спасательную службу.
Дело осложнялось тем, что пилот катапультировался над морем и болтался сейчас в волнах, где то между Эстонией и Финляндией.
Самолетам гражданской авиации, пошел запрос о наблюдении за морем. Вертолетам нарезали квадраты.
Повезло с видимостью. Пилота обнаружили достаточно быстро. Он не успел, переохладится в воде. Подняли на борт вертолета.

На нашем КП шла бурная деятельность. У меня как обычно. Солдата к магнитофону. Запись под охрану.

Старший штурман полка Капитан Савотин давал указание вертолетам, не притопить летчика винтами. Потом принялся за лейтенанта.
-Вопрос звучал примерно так.
Какого!!! хуя!!! Вы!!! товарищ лейтенант!!! Не дали пилоту, указаний!!?

Летеха обложался и напустил лужу.
- У меня товарищ капитан, станция стала на передачу, заблажил он. Связисты виноваты.
Пиздец. Такой подляны я не ожидал. В дисбат мне решительно не хотелось.
Мой комроты, был обеспечивающим полетов. Злой хохол, который руками гнул солдатскую пряжку, комроты был умной, циничной сволочью, который за карьеру продал бы всех, а таких сержантов как я, он посадил бы полк, или дивизию.
Но в тот момент мы оказались в одной лодке.
Поставив меня у входа в индикаторную, он, улучив момент, когда летеха остался один, схватил его за техничку, приподнял и ударив спиной о бетонную стену, сказал медленно роняя слова.
- Если ты, сука, еще раз заикнешься о связи, я сделаю так, что до суда не доживешь.

Потом я сам, уже для себя, прокручивал пленку раз 50, пытаясь уловить момент, когда станция стала на передачу. Быть этого не могло. Станции я проверял перед каждыми полетами и делал это не потому что приказано, а потому что любил свою работу.
Все было исправно.
Но… чем черт не шутит… техника … и я крутил и крутил запись, но так ничего и не нашел.
Никаких претензий мне ни тогда, ни потом не предъявили. Разобрались наверху быстро и грамотно.

Друзья, вы наверно устали читать. Рассказ длинный, а под кат я прятать посты пока не научился. Но, еще пару слов о пилоте с 625.

Я уже забыл его имя, забыл и его бортовой номер. Может 625, может нет… Но!

Потрясающий мужик. Спокойный и выдержанный. Не паниковал. До последнего момента ждал команды и надеялся спасти машину. Говорил ровным и выдержанным голосом.
Тогда, в 87, я записал всю картину его наведения на кассетный магнитофон. Про себя решил, Буду, увольняется, зайду к нему в гости, пожать руку и подарить кассету с записью. Не сложилось. Кассету потом стер или потерял. До сих пор жалею о несостоявшимся подарке.

Отдаю этот долг перед собой этим рассказиком. Через 18 лет.
Tags: Армия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments