scotch_ (zhab) wrote,
scotch_
zhab

О востоке, криминалистике и секунде в квадрате.

Я уже как-то рассказывал о своем друге, Юрии, преподавателе криминалистики, человека энциклопедических знаний, великолепного рассказчика и преподавателя.
Он вел у нас криминалистику. Лекции были похожи на маленькие представления. Материал давался в настолько интересной форме, что, всерьез заинтересовавшись этим сложным предметом я напросился на дополнительные занятия.
Юрий из той, замечательной плеяды преподавателей, которые относятся к своим студентам, как к личностям, заставляют думать на занятиях и ценят в ответе _ разумные размышления,_ а не зубрежку.
Настоящий полковник, офицер, человек высочайшей культуры, он ценит умных людей, хорошую беседу и держит дом и стол, открытый для всех.
Студент, придя в его дом, не зависимо от причины (будь то написание диплома или консультация) должен быть накормлен, а зачастую и напоен коньяком или, господи, боже мой, водочкой.
Долгое время Юра работал в Москве, преподавал криминалистику и судебную фотографию (кстати, он фотограф от бога, я как-нибудь выложу здесь некоторые его фотографии)
Так сложилось, что, однажды обратившись за помощью, в одном запутанном деле, я был приглашен в его дом, проконсультирован, накормлен и напоен вусмерть. Долг вежливости требовал устроить ответный прием. Так началось наше знакомство, а потом и дружба. Не смотря на разницу в возрасте, у нас оказались идентичные взгляды на жизнь, что не маловажно. Потом так сложилось, что нас почти синхронно бросили наши женщины, и мы устраивали холостяцкие пирушки, заливая горе вином и рассказывая друг другу байки из жизни, вспоминали армию и кляли коварство женщин :)
Потом приехал Виктор, старинный Юрин друг– огромный и добрый человечище, доктор наук, морской биолог, бывший Рижанин, работавший во Владивостоке, а ныне гражданин Австралии.
Рассказы Виктора об Австралии и его работе – тема отдельная. Я ее описывать не буду, ибо Виктор сам имеет жж и лучше его это никто не сделает.
А вот некоторые рассказы Юрия о его службе и рассказы его отца, который во время войны был начальником артиллерийской разведки, с их позволения буду время от время выкладывать. Кстати, Юра дописал обещанную историю про генерала Казанцева, и я скоро выложу ее здесь.

Итак.
Место действия:
Москва, военный, краснознаменный юридический институт, кафедра криминалистики.
Действующие лица:
группа товарищей из Афганистана - в качестве слушателей, переводчик.
Юрий, в дальнейшем “ЮЛ” – в качестве преподавателя.

В разгар братской помощи Афганистану, Советский союз не только вводил ограниченный контингент на территорию этой страны, брал дворец Амина, готовил их спецслужбы и зачищал кишлаки, но так же обучал гражданских и военных специалистов делая из них следователей.
Будущие следователи прибывали в союз, как правило, от сохи, были не обременены излишними знаниями, но были дисциплинированны, усидчивы и старательны.
Лекции читались через переводчика и иногда возникали весьма забавные ситуации.
Дальше от лица Юры.
- Итак, рассказываю курсантам о падении человеческого тела с высоты, для наглядности пишу формулу, что тело падает с ускорением 9,8 м/c2 .
Жду пока переводчик переведет, и иду дальше. Замечаю по лицам слушателей, что они что-то не понимают. Останавливаюсь, спрашиваю, есть ли вопросы.
Один из пуштунов тянет руку. Задает вопрос, показывая на свои часы. Переводчик переводит:
- О уважаемый преподаватель, тень аллаха на земле (весьма вольный перевод вежливого обращения к старшему) вот я имею часы. Я вижу на них секунду. Вот она прошла.
- Не может ли уважаемый преподаватель, показать мне на часах “ с2 - секунду в квадрате”

С беспокойством понимаю, что попал в сложную ситуацию. Не ответить на вопрос нельзя. Я преподаватель и не могу подорвать свой авторитет не ответив. Однако, как объяснить человеку, видевшему в своей жизни, осла, мотыгу и революцию, что такое математическая формула? Да и не просит он формулу. Он просит показать "секунду в квадрате" на циферблате. И без всякой издевки. Это действительно серьезный вопрос.

Это уже позже я понял, что восточные народы в основной своей массе лишены эвристического мышления. Они понимают факты. И в понимании пуштуна все незатейливо и просто. Если “шурави” имеет секунду в квадрате, то пусть он нам ее покажет.
Но делать что-то надо. Начинаю, объяснять. Рассказываю, как могу наглядно, о земном тяготении, говорю что ускорение свободного падения это, ускорение, которое имел бы центр тяжести любого тела при падении его на Землю с небольшой высоты в безвоздушном пространстве, потом, незаметно увлекшись, привожу в пример спутники, летающие вокруг земли т.е изо всех сил пытаюсь подготовить слушателя к последующему объяснению.

Вдруг на середине объяснения, пуштун вежливо благодарит, говорит, что ему все понятно, садится.
Удивлен, но вида не подаю. Заканчиваю лекцию. Вопросов больше нет. Через переводчика, прошу остаться курсанта задававшего вопрос о секунде.
Естественно, мне интересно, что же, собственно, он понял, если я даже не приступал к объяснениям.

Задаю вопрос и прошу пояснить, что он понял про “секунду в квадрате”.
Курсант внимательно вслушивается в речь переводчика, потом поворачивается ко мне и говорит.
- Уважаемый преподаватель, Вы объяснили мне все очень доходчиво и понятно:
Секунда в квадрате, это такая секунда, которая летает на спутнике!

Восток, однако.
Tags: Армия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments