scotch_ (zhab) wrote,
scotch_
zhab

Утренние мысли об архивах, истории и Викторе Суворове

Эпиграф.
Тебе надо усвоить работу со свидетелем (Глеб Жеглов)


Честно говоря, я не люблю спорить. У меня одно мнение, у человека другое. Да и слава Аллаху. Это и хорошо.
Ну, пофехтовать словесно, обыграть ту или иную версию, оно конечно, почему бы и нет. Однако только с хорошо знакомыми и уважаемыми людьми, чье мнение и интересно и важно (для меня во всяком случае)
Другое дело, когда к тебе пристает со спором неофит с идиотическим блеском в глазах. От них я трусливо прячусь. Они мне напоминают молодых людей, которые звонят в квартиру с вопросом “верите ли вы в Бога”
Несколько лет назад, таких неофитов была масса, после книги Суворова. Как правило, они наизусть вызубривали несколько глав из этого, с позволения сказать “историка”, и свято уверив, что все, что они прочли правда, как дятлы долбили клювиками в темечко окружающих.
На простой вопрос, почему они так уверены, что все было именно так, как пишет Суворов, следовал великолепный ответ: “Ну, как же! Ведь он работал с архивными документами!”
При этом неофит закатывал глаза к небушку, всем своим видом говоря “ну, мол, я то знаю, что в архивах лежит вся правда” Как правило, это был последний и зачастую единственный аргумент апологетов новой веры. Честно говоря, после ряда разговоров, я стал представлять архивы, как некое святилище, в центре которого стоит большой ящик, тщательно скрываемый, а в ящике лежит “вся правда”. И вот тот, кто добрался до ящика, разом и навсегда понимает, как все было.

Работа историка и следователя сходятся в одном.
- Ни тот ни другой не были участником события
- И тот и другой восстанавливают прошедшее, основываясь на показаниях других людей (очевидце, современников) и (или) документов.
Но очевидцами события становятся люди. Они преламывают событие через призму своей личности (хорошо еще, если это именно личность) и на выходе мы получаем массу мнений и версий одного и того же события. Именно версий, а не правды. Ибо тут очень уместно старинное выражение “правда, бывает твоя, моя и настоящая”. Тоже самое происходит и с документами.

Что бы не быть голословным, приведу пример.
Представим на секунду, что я историк (Жаб одевает пенсне, жилетку и карманные часы) или следователь (строгий костюм, очки, пистолет в сейфе :))
и возьмем двух уважаемых и нежно любимых мной людей.
Писатель моряк, Виктор Конецкий и режиссер Георгий Данелия.
Известно, что оба они работали над сценарием замечательного фильма “Путь к причалу”
Работа над фильмом велась, в условиях близким к натуре. Борт сухогруза “Леваневский” Арктика, Севморпути, штормовое море.
На секунду предадим их воспоминаниям статус исторических документов или статус свидетельских показаний.


Итак, вот у нас два свидетеля по целому ряду фактов. (поправляя пенсне)

Факт номер 1.
Режиссера Георгия Данелия высаживают из самолета летящего в Воркуту.


Версия В. Конецкого:
“Неважно, по каким обстоятельствам, но Гия обострил отношения с бортпроводницей и за минуту до старта покинул самолет полярной авиации в аэропорту Внуково. Конечно, мы могли бы договориться со стюардессой, но гордыня забушевала в
режиссерской душе с силой двенадцатибалльного шторма, и он выпал из самолета с высоко поднятой головой, оставив в моем кармане деньги и документы, в багажном отделении вещи и в хвостовом гардеробе теплую полярную одежду из реквизита
"Мосфильма".”


Версия Г. Данелия
“Влезли в самолет, сели: Конецкий рядом с Таланкиным, я — за ними. А рядом со мной — рыжий парень лет двадцати двух, младший лейтенант.
Завели мотор. Младший лейтенант спросил у стюардессы, почему не дают карамель.
— Не завезли, — сказала стюардесса.
— Что значит “не завезли”? — разозлился младший лейтенант. — Мало вам арбузов и карамель решили заначить?
У него при посадке отобрали два арбуза.
— Если вы не прекратите хамить, я вас высажу, — пригрозила стюардесса.
Слово за слово, разгорелся скандал. Появился летчик и попросил лейтенанта выйти из самолета.
— Почему это?
— Вы пьяны.
Я заступился за лейтенанта, сказал, что он трезвый и просто нервничает.
— И вы пьяны, — сказал мне летчик.
— Я? Дыхнуть?
— Выйдем из самолета, и там дыхнете.
Мы с лейтенантом вышли, а летчик быстро убрал ступеньки, захлопнул дверь, и самолет улетел. А с ним и Таланкин с Конецким, и мои вещи, и документы. И деньги. Мы остались среди разбитых арбузов. Я — в одной рубашке, с билетом в руках, а лейтенант оказался предусмотрительным, прихватил с собой свой чемоданчик.”


Примечание Жабия:
Разница в показаниях очевидна. В одном случае, Данелия сам покинул самолет “проявил гордыню и выпал из самолета”, в другом, стал жертвой коварства летчика. Именно летчика, а не бортпроводницы, хотя конфликт и начался со стюардессы.

Факт 2
Данелия Стал догонять самолет в одной рубашке, без денег и теплых вещей.


Версия В.Конецкого
“С Внуковом удалось связаться только через сутки с Диксона. Радисты сообщили, что на трассе Великого Северного пути обнаружен странный грузин. Он собирал хлебные огрызки на столах летной столовой то ли в Амдерме, то ли в Воркуте. Но не это
потрясло полярников. Их потрясло, что грузин пробирался через Арктику в рубашке. Обратите внимание: Георгий Николаевич не вернулся домой, чтобы прихватить деньжат и пальтишко. Он продолжал демонстрировать вселенной неукротимую гордыню. Возможно, правда, что короткое возвращение домой и неизбежная встреча с
мамой по разным причинам не устраивали молодого, но уже знаменитого режиссера. Отступать он не любит. Он одиноким голодным волком догонял нас.”


Версия Г.Данелия
“Домой за деньгами я ехать не мог: что скажут мои? Двое суток болтаюсь в Москве и даже не позвонил. И я поехал на метро “Аэропорт” к Леониду Гайдаю. Гайдая дома не было, я занял сто рублей у его жены, актрисы Нины Гребешковой, и попросил об этом никому не говорить”.

Примечание Жабия:
Так все-таки гордыня помешала Данелия вернутся домой за деньгами? Или забота о родных? И как оказывается, Данелия хоть и не был дома, но деньги все-таки занял.
Вот и составляй мнение о Данелии, то ли гордец зазнатый, то ли заботливый и чуткий, не стал беспокоить родных…

Факт 3
Конецкий и Данелия жили в одной каюте и сильно ненавидели друг друга. Однако причины и сроки возникновения ненависти описываются, по-разному.


Очень обтекаемая версия В. Конецкого
“Уже через неделю я люто ненавидел соавтора и режиссера. Кроме огромного количества отвратительных черт его чудовищного характера он приобрел на судне еще одну. Он, салага, никогда раньше не игравший в морского "козла", с первой партии начал обыгрывать всех нас - старых, соленых морских волков!”

Предельно четкая версия Данелия
“Виктор Викторович Конецкий невзлюбил меня сразу: я встретил его босой и с подвернутыми штанами. Был приготовлен обед, на кухне был накрыт стол... Но я обещал маме натереть пол и не рассчитал время.
А Конецкий решил, что это пренебрежение зазнавшегося столичного киношника к неизвестному (тогда) автору.
Но это еще не все. Еще больше он меня возненавидел, когда мы заговорили о сценарии и я сказал, что история его героя, боцмана Россомахи, — для меня не главное, меня больше интересует настроение и антураж. А Конецкий, штурман дальнего плавания, написал о реальном событии, в котором участвовал сам. И боцман тоже был списан с реального человека. И именно о боцмане, об этом нелюдимом, одиноком моряке написал он свой сценарий.”
“Я Конецкого возненавидел позже, когда два с половиной месяца вынужден был каждое утро слушать, как он поет (два с половиной месяца мы провели в одной каюте, — изучая материал к фильму, шли на сухогрузе “Леваневский” по Северному морскому пути). Пел он фальшиво, гнусным голосом, всегда одну
и ту же песню... А не петь Конецкий не мог — это вошло у него в привычку”


Примечание Жабия:
Т.е. по мнению Г. Данелия, В. Конецкий возненавидел его значительно раньше, с самой первой встречи, еще в Москве, а не в Акртике, до проживания в совместной каюте на борту “Леваневского”. И отнюдь не игра в домино стала причиной ненависти.
В. Конецкий о первой встрече молчит и начинает отсчет только со времени проживания в каюте. Ну, и как мне тут восстановить дату начала ненависти?

Факт 4
Г. Данелия вызывают в Москву, ему предстоит лететь на кинофестиваль. Что бы быстрее лететь в Москву он высаживается на Диксоне.


Версия В.Конецкого
“Данелия и Таланкин бросили писателя на произвол судьбы в Диксоне. Они опаздывали в Мексику и должны были лететь домой на самолете, а я оставался на ледокольном пароходе "Леваневский", чтобы отметить
командировочное в Архангельске, прибыв туда морским путем.”


Версия Г. Данелия
“Чтобы мы с Таланкиным быстрее добрались до Москвы, Конецкий попросил капитана высадить нас на Диксоне”.

Примечание Жабия:
Снова разногласия. Так бросили они писателя, или писатель сам попросил капитана их высадить? :)

Факт 5
Суда на которых шли Данелия и Конецкий попали в шторм. Сухогруз “Леваневский, послал сос, вылетело рулевое управлении.
На помощь ему пришел ледокол “Белоусов” (на борту которого находился Данелия, он не смог вылететь самолетом из-за пурги и попутным бортом пошел в Мурманск)


Версия В.Конецкого
“Капитаны обсудили по радиотелефону положение и пришли к выводу о бессмысленности каких бы то ни было, мероприятий со стороны "Белоусова". Нам следовало самим ремонтировать рулевое, то есть самоспасаться”.

Версия Г. Данелия
“Через три с половиной часа увидели “Леваневского”. Он то появлялся, то исчезал за волнами. Подошли метров на сто. Капитан “Белоусова” Татарчук по рации начал торговаться с капитаном “Леваневского” Мануйловичем. Татарчук предлагал взять “Леваневского” на буксир (а при таком шторме это было очень сложно), а Мануйлович просил немного подождать: “Может, и сами починимся”, — разные пароходства, за буксировку надо платить большие деньги. Татарчук согласился ждать тридцать минут. Татарчук ждал час. Дольше ждать отказался.
— Еще полчасика! — уговаривал Мануйлович.
— Больше не могу, меня перевернет! (Ледокол в шторм крутит намного сильнее, чем обычный корабль.) И вся команда сдохла!
И мы пошли своим прежним курсом. Бросили Конецкого и новых друзей в беде!
(К вечеру по рации узнали, что рулевое управление на “Леваневском” починили”)


Примечание Жабия:
Ну, тут без комментариев, что говорится. Мнение профессионального моряка и мнение сухопутного режиссера.
По мнению профи – “бессмысленность каких либо мероприятий”, мнение не профи “бросили в беде”
Заодно всплывают кое-какие подробности. Оказывается, капитан ледокола стал торговаться с капитаном сухогруза.
От себя замечу, что торговались именно из-за денег, за буксировку надо платить очень большие деньги, так как суда принадлежали разным пароходствам.
Так что морская взаимовыручка само собой, а кошелек врозь!
Но я понимаю, почему Конецкий так обтекаемо писал об аварии сухогруза. Его книги выходили в то время, когда судами командовали те люди, о которых он упоминал в своих книгах. И некрректное упоминание могло стоит капитану карьеры, ибо книги Конецкого читали и партийные деятели и руководство Пароходства. А там сидели ребята серьезные.

Вот-с, только 5 фактов. И это мнения об одних и тех же событиях только двух людей. А теперь добавим сюда мнение команд ледокола и сухогруза, мнение родных и знакомых. Все это запишем и положим в большой ящик с надписью “Истина”. Ящик засунем в архив. Лет через 100 это все найдет, какой-нибудь историк и ошалеет от обилия “Пправд”. А, ошалев вспомнит слова баронессы Мюнхаузен:
“Правды вообще нет, правда это то, что в данный момент считается правдой!”
Вспомнив ее слова, историк создаст вполне удобоваримое месиво из всех документов, добавив свои мысли по этому поводу, и протянет все это через призму своего личного отношения к очевидцам. И сделано все это будет “не в интересах правды, а в интересах истины” (с)

В общем, и так далее (снимая пенсне и жилетку) надоело мне быть историком, пойду переквалифицируюсь в кулинара. Кушать очень хочется.

P/S Да, для любителей искать в текстах злой умысел, скажу что и Виктора Конецкого и Георгия Данелию искренне люблю. И взял их только для примера. Никоим образом не хотя уличить кого-нибудь из них во лжи или передергивании фактов. Они так видели ситуацию, так и написали свои прекрасные произведения, подтрунивая друг над другом. За этим подтруниванием и язвительностью скрывалась настоящая дружба, двух больших мастеров. Прочитайте их воспоминания и произведения, они того стоят.
http://lib.ru/KONECKIJ/unluckfc.txt
http://magazines.russ.ru/druzhba/2002/11/danel.html

p/p/s для любителей Суворова, если таковые сюда набегут, а учитывая весеннее обострение, они таки набегут, сообщаю свое окончательное мнение:
Виктор Суворов – мудак.

Ваш “историограф”
Сэр Жаб.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →