scotch_ (zhab) wrote,
scotch_
zhab

Немножечко воздухоплавания

Завершая главу о научном воздухоплавании, упомяну еще об одном интересном факте. Капитан Эдуард-Леопольд-Жозеф Дебюро задумал невероятный проект – пересечь Сахару на воздушном шаре, оснащенном гайдропом весом 1360 кг и длиной в 1200 метров.

Предстоящий полет широко освещала пресса
Статья, опубликованая в специализированном журнале L'Aérophile, август 1902 г.:

«Пересечение Сахары на воздушном шаре.
В конце декабря будет предпринята попытка пересечения Сахары на аэростате. Мы знаем, что капитан-инженер Дебюро, хорошо известный своими исследованиям, оформил план изучения Сахары с помощью воздушного шара, с экипажем из четырех аэронавтов.
У этого смелого, но вполне аргументированного проекта, есть свои сторонники: М. М. Граф де Кастильон де Сен-Виктор, Жак Бальсан и лейтенант Хоттс.
Перед основным экспериментом организаторы кампании попытаются выполнить этот же переход аэростом меньшего объема, в 980 кубических метров, оборудованным автоматическим балансиром и разгрузочным устройством, выполняющим функции отсутствующего аэронавта. Капитан Дебюро сообщил  L'Aérophile в феврале 1902 г. подробности этой попытки.
Следует добавить, что на аэростат установят записывающие приборы и поместят почтовых голубей, которые будут выпущены на свободу во время посадки с помощью специальной защелки.
Эксперимент,  стоимость которого около 8000 франков, получил одобрение научного мира, поощрение Парижского муниципального совета, выделившего 500 франков, Генерального совета Сены, подписавшего 100 франков и Военного Министерства, которое предложило воздушный шар, отреставрированный, но все еще в хорошем состоянии.
Мы думаем, что Военное Ведомство также понесет расходы на наполнение шара чистым водородом и транспортировку аэростатического и химического оборудования.
Одновременно с большим разведочным баллоном, будет выпущен еще один небольшой, в 50 кубических метров, воздушный шар, полностью закрытый и пустой. Этот воздушный шар оснастят гайдропом, весом в 50 килограммов, который шар не сможет поднять с земли, что не позволит баллону достичь высоты, где он может лопнуть из-за расширения наполняющего газа.
Мы желаем вам всего наилучшего для успеха этого замечательного опыта, которому оказывает большую честь инициатива капитана Дебюро, графа Кастильона и Жака Бальсана. Мы надеемся, что Министерство финансов, Министерство образования и Государственный совет предоставят грант в размере 1000 франков, который выдающиеся авиационные эксперты просят за наследие Анри Жиффара».
Журнал L'Aérophile, август 1902 г.

Русские газеты тоже не остались в стороне:

Kavkaz_1902_N284-1

На аэростате черезъ пустыню.

Kavkaz_1902_N284-3

«На аэростате черезъ пустыню.

Военный и морской министры Франции отнеслись, по словамъ «Фигаро», сочувственно къ проекту капитана Дебюро – перелететь черезъ величайшую африканскую пустыню.
Смелое путешествие будетъ совершено въ декабре изъ Габеса къ берегамъ Сенегала. Капитанъ Дебюро – начальникъ воздухоплавательной секции инженернаго корпуса; онъ получилъ уже въ свое распоряжение разные нужные аппараты изъ военнаго
министерства. Пельтану предложено предоставить ему военный корабль для перевозки въ Африку всехъ принадлежностей аэростата».
Газета «Кавказ», 26 октября 1902 года.

Статья в журнале Журнал Petit от 25 января 1903 года

pj63625011903
Аэроэкспедиция проходит через Сахару

ЗАПУСК ШАРОВ
В настоящий момент готовится интереснейшая и весьма смелая научная экспедиция – воздушный шар, пересекающий африканскую пустыню. Мечта Жюля Верна, автора научно-фантастических романов, возможно, будет реализована, и никакая часть огромного «океана песков» больше не останется неизвестной для науки. Первым выдвинул идею пересечения Сахары на воздушном шаре один из наших самых выдающихся офицеров, человек большой воли и большой активности, капитан Дебюро, командир инженеров воздушных шаров. Несколько лет назад он рассказал о своем проекте М. Кастильону де Сен-Виктору, которого он весьма уважает и которого счел достойным понять его идею и помочь ему. Капитан Дебюро также получил поддержку государственного министерства, которое предоставило часть необходимого оборудования и субсидию, одновременно, направляя приказы о том, чтобы ничто не мешало бесстрашным аэронавтам в их миссии. Генерал Аллегро, губернатор Габеса, воспользовался глубокими симпатиями, которые он получил, будучи по своим делам в регионе, чтобы получить поддержку туземцев, которые были немного обеспокоены подготовкой этой необычной экспедиции на их территории. Желая оставить как можно меньше шансов для поворота назад, Дебюро и Сен-Виктор уже запустили несколько пилотных воздушных шаров для определения ориентации пустынных ветров. Исходная точка зафиксирована у священного источника Айн Керинк, в двух километрах от Габеса; именно здесь установят аппарат, привезенный из Сфакса, для производства газообразного водорода. Первые пилотные воздушные шары, изображенные на нашем рисунке на первой странице, были красными. Коренное население оповестили о том, что информация, которую они предоставят на марше пилотного шара, будет щедро вознаграждена, поэтому мы можем быть уверены в их внимательном рвении. Эти очень интересные эксперименты наших доблестных соотечественников заслуживают внимания широкой общественности, которая не равнодушна к спортивным вопросам».
Журнал Petit от 25 января 1903 г.

Прежде, чем сломя голову пускаться в рискованное путешествие, предусмотрительный капитан решил устроить пробные полеты и запустил два небольших шара без людей. Да-да, именно те красные воздушные шары, которые изобразил Petit. Первый шар «Разведчик», запущенный в 1903 году, успел пролететь совсем немного, так как был пойман туземцами, слабо разбиравшимися в научных экспериментах, и уничтожен. Второму шару повезло несколько больше. Он пролетел 600 км за 26 часов, но, в конце концов, и его постигла участь предшественника, на шар так же напали туземцы и уничтожили его. Обещанное вознаграждение совершенно не заинтересовало аборигенов.
Доказав теоретическую возможность полета через пустыню, и посмотрев на то, что сделали местные жители с шарами, рассудительный Дебюро счел благоразумным остановиться в своих изысканиях и не рисковать жизнью.

Помимо основной деятельности, французский специалист по аэронавтике Дебюро (Edouard [Leopold-Joseph] DEBURAUX (1864 — 1904)), под псевдонимом Leo DEX публиковал авантюрные романы о воздушных путешествиях. Поэтому, труд по подготовке неудавшейся экспедиции не пропал даром, Дебюро написал роман «Le Sahara et le Soudan en ballon, roman aérostatique. I. De Tripoli au Tebad. II. Du Tebad au Dahomey en ballon», Paris, 1902 г.

На русский язык роман «Через Сахару и Судан на воздушном шаре» был переведён и издан в Санкт-Петербурге в 1903 г.

Заслуживают внимания иллюстрации к его другому роману, опубликованному раньше, в 1901 году,  под названием: «Научные приключения. Три журналиста в Фашода» (Combet), действие которого тоже происходит в Африке, и также присутствуют аэростаты. Издание проиллюстрировано Эжен-Шарль-Поль Вавассером (1863 - 1949).

1213777087

fachoda01b

fachoda03
fachoda04b




Дебюро умер молодым всего через год, в 1904 году. Обстоятельства его смерти неизвестны. Существует версия, что он погиб во время очередного полета.

Сэр zhab (c)
Tags: воздушный шар
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments